Реклама
12 Марта 2007, 09:59
3046

Платежные системы в России: как уйти в отрыв

Несмотря на бурное развитие российского рынка электронных платежей, исторически первая ЭПС в нашей стране — "Киберплат" — уже почти 10 лет сохраняет лидирующие позиции, занимая свыше 30% рынка. По мнению аналитиков, удается ей это за счет гибкой политики работы с агентами, партнерства с "мобильной тройкой", надежной технологической платформы и применению инноваций, таких как разработка ПО с открытым кодом.

По оценкам CNews Analytics, оборот 5 крупнейших игроков российского рынка электронных платежных систем, увеличился на 131% по сравнению с 2005 годом и превысил 7,7 млрд. долларов. Лидером рынка в настоящее время является компания "Киберплат", оборот которой по итогам 2006 года увеличился на 136% по сравнению с 2005 годом и составил 2,639 млрд. долларов. Стоит отметить, что по оценкам CNews Analytics, совокупный оборота 5 крупнейших ЭПС составляет около 85% всего рынка, при этом на "Киберплат" приходится свыше трети рассматриваемого показателя.

Динамика совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России, млрд. долларов


Впрочем, сам рынок электронных платежей в России также развивается очень динамично — по оценкам CNews Analytics, средние темпы роста рынка достигают 125% в год. Второе место в совокупном обороте 5 крупнейших ЭПС России занимает компания ОСМП, доля которой составил по итогам 2006 года 23,3%, на третьем — WebMoney (18,9%), на e-port приходится 16,8% совокупного оборота, а венчает пятерку лидеров "Элекснет" с 6,8%.


Структура совокупного оборота 5 крупнейших ЭПС России по итогам 2006 года, %

 

Стоит отметить, что средние темпы роста оборота "Киберплат" за последние 4 года превышают 150% в год. При этом, за рассматриваемый период оборот данной ЭПС увеличился более чем в 16 раз. По данным "Киберплат", по итогам 2006 года через ЭПС было проведено 669 млн. платежей, причем к концу года ежедневный объем транзакций достиг 3 млн. платежей.

Динамика оборота платежной системы "Киберплат", 2003-2006 гг.



Тем не менее, стоит отметить, что прямое сравнение платежных систем некорректно.– бизнес-модель большинства из них значительно различается. Тем не менее, явным образом из 5 рассматриваемых систем выделяется только WebMoney, бизнес-модели же "Киберплат" c одной стороны, и ОСМП и e-port с другой, с некоторыми оговорками можно назвать похожими.

На волне "мобилизации"

Несмотря на постоянно диверсифицирующийся спектр услуг российских ЭПС, основным индикатором развития рынка по-прежнему остается прием платежей от населения в счет услуг оплаты мобильной связи. Так, по данным "Киберплат", на этот показатель по итогам 2006 года пришлось около 96% годового оборота компании, тогда как на платежи за коммерческое телевидение, фиксированную связь, системы охранной сигнализации, коммунальные услуги, погашение потребительских кредитов и доступ в интернет принесли лишь 4% оборота. По другим ЭПС статистика демонстрирует схожие цифры. Впрочем, именно на этом показателе наибольшим образом сказывается бизнес-модель ЭПС: так, по итогам 2006 года платежи от абонентов мобильной связи в структуре оборота WebMoney составили немногим более 3%.

Тем не менее, все эксперты и игроки рынка солидарны во мнении, что платежи в пользу операторов связи составляют сегодня львиную долю российского рынка электронных платежей. Причем, если раньше основной вклад здесь вносили Москва и Санкт-Петербург, то в последние годы наблюдается смещение в сторону регионов. Эксперты отмечают, что на фоне относительного насыщения рынка мобильной связи в двух столицах, в регионах наблюдается бурный рост спроса на моментальный прием платежей, поэтому это направление будет еще достаточно длительное время являться неким индикатором рынка электронных платежей в России.

Примечательно, что система "Киберплат" собирает свыше 20% оборота всей сотовой связи нашей страны, являясь самым крупным партнером "большой тройки" мобильных операторов по объемам принятых от абонентов платежей. Осуществлять прием такого объема платежей возможно лишь при наличии обширной сети точек. Средний рост этого показателя за последний 4 года у компании "Киберплат" превысил 240%, при этом по итогам 2006 года количество точек приема платежей у этой ЭПС достигло 38,5 тыс., всего же за рассматриваемый период показатель увеличился более, чем в 38 раз.

Динамика количества точек приема платежей системы "Киберплат", 2003-2006 гг.

В самой компании уверены, что секрет успеха заключается в надежной технологической платформе и профессиональной команде, которой доверяют ведущие российские компании. Среди последних можно отметить крупные федеральные сети салонов мобильной связи: "Связной", "Диксис", "Евросеть", "Цифроград", "Бета Линк", "Ультра Стар", сети магазинов электроники "Эльдорадо", "Мир", "Белый Ветер" и многие другие. В 2006 году участниками платежной системы стали "Промсвязьбанк", "Экспобанк", "Транскапиталбанк", "Омскпромстройбанк", "Газэнергобанк", "Трастовый республиканский банк" и другие кредитные учреждения.

Кроме того, компания "Киберплат" реализовала крупный проект совместно с "Почтой России" по приему наличных платежей от населения в сети почтовых отделений России. На данный момент проект работает в 58 регионах страны. Также в 2006 году был реализован совместный проект с компанией "Евросеть" по установке в салонах ритейлера платежных терминалов, использующих процессинг "Киберплат". В течение года было установлено более 200 платежных терминалов. В 2007 году их количество, по планам компании, должно вырасти в 10 раз.

Для дальнейшего развития бизнеса "Киберплат" планирует увеличить количество платежных шлюзов к учетным системам различных провайдеров услуг. В 2006 году к платежной системе подключились "Центртелеком", "Дальсвязь", "Кодотел", "Акос" и другие. Кроме того, компания ищет новые виды сервиса, которые могут быть востребованы населением. Так, в 2006 году был реализован проект по приему абонентской платы за пользование спутниковыми и радиопоисковыми противоугонными системами "Цезарь Сателлит" и "АвтоЛокатор", а также за интернет-локацию.

Впрочем, особые надежды "Киберплат" возлагает на возможность приема коммунальных платежей в ряде крупнейших регионов. В частности, в последние годы прием коммунальных платежей в торгово-сервисных точках ритейловых сетей был реализован в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Пензе. Все игроки рынка отмечают огромный потенциал этого сегмента, однако из-за ряда факторов его развитие сдерживается. В частности, к барьерам можно отнести потенциальное недоверие потребителя к новому сервису и вопросы информационной безопасности. Однако, эксперты "Киберплат" в качестве основной проблемы обозначают задачу технической интеграции системы с местным отделением ЖКХ, сетуя, что инфраструктура последнего зачастую просто отсутствует. Для решения этой задачи, "Киберплат" выступает нередко в качестве партнера, предоставляя все необходимое оборудование для организации приема платежей.

Бизнес с открытым кодом

Эксперты и игроки рынка отмечают, что 2006 год стал годом активного развития рынка приема электронных платежей с помощью терминалов самообслуживания. Ориентируясь на эти тенденции, специалисты "Киберплат" разработали и отладили программное обеспечение для предпроцессинга, позволяющее осуществлять удаленный мониторинг функционирования терминальных сетей, а также оконечное ПО для терминала. Примечательно, что в новой версии программного обеспечения реализована возможность работы терминала в двух режимах: on-line и off-line. Терминалы с таким ПО могут вести прием денежных средств с отложенным зачислением на счет в случае временного отсутствия связи с процессинговым центром. Впрочем, специалисты "Киберплат" не рекомендуют прием платежей в режиме off-line, акцентируя внимание на обязательном наличии у ЭПС надежной технологической платформы и партнерских отношений, позволяющих проводить максимально возможное количество платежей в режиме онлайн. Также в 2006 году группа компаний "Уникум" начала производство отказоустойчивых платежных терминалов под брендом "КиберПлат" с установленным ПО от рассматриваемой ЭПС.

Стоит отметить, что "Киберплат" открыл исходные коды ряда своих программ для всех желающих, а партнеры получили доступ к исходным кодам клиентских приложений для мобильных телефонов, КПК и платежных терминалов. Открытый код позволяет при необходимости дорабатывать приложения под локальные требования пользователей, интегрировать их в различные учетные системы, системы управления предприятием, бухгалтерские системы и т.п. "Приложения с открытым кодом — это завтрашний день индустрии информационных технологий. Мы уверены, что совместная работа с нашими партнерами по доработке и оптимизации решений "Киберплат" позволит сделать наши услуги еще более удобными и востребованными рынком" — считает генеральный директор компании "Киберплат" Андрей Грибов.

Особое внимание в 2006 году было уделено разработке программных продуктов, позволяющих осуществлять прием платежей в местах, не оборудованных компьютером и фиксированной связью. В частности, был успешно запущен в эксплуатацию программный модуль CyberplatMobile, позволяющий принимать наличные платежи с помощью мобильного телефона.

Также специалисты "Киберплат" разработали уникальную технологию, позволяющую генерировать и подписывать с использованием ЭЦП документ любого формата непосредственно на мобильном телефоне. Технология позволяет пользователю обходиться в работе — например, при генерации платежных поручений — исключительно своим сотовым телефоном. Благодаря ЭЦП с длиной ключа 512 бит, интегрированной в программу, документы, создаваемые при ее помощи и пересылаемые адресату, обладают полной юридической силой, признаются российскими судами и являются неоспоримыми. Примечательно, что "Киберплат" имеет соответствующие лицензии Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и других инстанций.

Неудержимая экспансия

Платежная система "КиберПлат" пытается сделать свое присутствие в регионах России максимальным. Так, в 2006 году были открыты региональные представительства компании в пяти федеральных округах: Северо-Западном, Уральском, Центральном, Южном и Приволжском. Тогда же была запущена программа "Региональный представитель", ориентированная на формирование региональной сети контрагентов, которые займутся привлечением новых дилеров платежной системы.

Примечательно, что "КиберПлат" начала реализовывать программу международной экспансии. В сентябре 2005 года в Казахстане была открыта дочерняя компаниия — "Киберплат-Казахстан". Первые платежи через систему были осуществлены в апреле 2006 года. А уже к концу 2006 сеть пунктов приема платежей на территории Казахстана составила более 2500 точек. В число клиентов платежной системы "Киберплат" на территории Казахстана вошли как российские партнеры: "Евросеть" и Dixis, так и крупные игроки местного рынка: салоны сотовой связи Mzone, NTN, "Орбита-Telecom", Sim-Mobile, сеть электроники и бытовой техники Sulpak. Активно развивается партнерский проект с "Казпочтой", которая располагает свыше 3 тыс. отделений.

Активно развивался и терминальный бизнес "КиберПлат". В частности, в рамках глобального партнерства с компанией "Билайн" был запущен проект по установке терминалов "КиберПлат" в офисах продаж оператора связи на всей территории Казахстана. Кроме того, в рамках этой же глобальной программы в 2006 году было открыто и начало операционную деятельность представительство платежной системы "Киберплат" на Украине, на стадии запуска аналогичный проект в Узбекистане.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса