Реклама
28 Марта 2007, 12:39
2695

Уральский рынок услуг по приему платежей с использованием платежных терминалов демонстрирует стремительный рост

Уральский рынок услуг по приему платежей с использованием специальных терминалов демонстрирует стремительный рост. Невысокая цена вхождения в этот бизнес позволила небольшим региональным компаниям успешно конкурировать с банками на рынке ритейла. При этом новые игроки имеют явные преимущества, поскольку банковские технологии гораздо дороже небанковских.

Начало бума популярности платежных терминалов пришлось на начало 2005 года. Именно тогда, вначале на московском, а затем и уральском рынке появились первые платежные системы, которые стали предлагать клиентам возможность оплаты услуг операторов сотовой связи и интернет-провайдеров через специальные терминалы. В конце 2005 года развитие этого рынка подхлестнули действия властей в отношении игровых автоматов — «столбиков» или иначе «одноруких бандитов». Фактический запрет на их установку и эксплуатацию привел к тому, что производители «столбиков» в массовом порядке стали переориентироваться на производство платежных терминалов. «Игровой автомат и терминал по приему платежей кардинально не различаются, поэтому переделать линию на производство «мобильного» терминала не столь затратно. Именно поэтому у предпринимателей появилась возможность купить недорогой — порядка $ 1,5 тыс. терминал по приему платежей и зарабатывать деньги», — рассказывает генеральный директор «Мобильные городские платежи» (Екатеринбург) Сергей Кузнецов.

Установка платежного терминала не подлежит лицензированию и госконтролю. Поэтому сегодня любой желающий может купить автомат самообслуживания и начать прием денег с населения. Так, схема построения платежного бизнеса проста: компания покупает терминал и заключает договор с ЭПС (электронная платежная система), которая открывает для компании депозит. На него владелец вносит авансовый платеж любого размера, в пределах которого он и может принимать платежи. Через процессинг он получает доступ к контролю состояния депозита и текущих операций на терминале. После оплаты частным лицом услуги информация о проведенном через терминал платеже поступает на сервер ЭПС, и с депозита владельца автоматически снимается сумма данного платежа и перечисляется на счет поставщика услуг. Владелец терминала следит за остатком на депозите и пополняет его после инкассации терминалов.

Как собрать деньги

Минимальная стоимость «входного билета» в платежный бизнес невелика — около $7 тыс. «Кроме приобретения терминала (от $1, 5 тыс. до $5 тыс. ), надо запланировать финансы для лицевого счета, откуда будут списываться деньги и переводиться поставщику услуг. А также рассчитывать на то, что придется платить за аренду, электропитание и услуги GPRS. По самым скромным подсчетам общая сумма этих расходов составит около $ 5 — 6 тыс.», — сообщил генеральный директор екатеринбургской компании «SIM-СИМ» Риф Файдров.

Доходы владельца терминала состоят из внешней комиссии плательщиков (от 3-5% платежа, средняя комиссия на рынке — 3,98%, или 7-10 рублей за каждый платеж) и внешней комиссии от оператора услуг мобильной связи — 1,7-2%, из которых от 0,5-0,6% возвращается процессинговой системе. Один автомат, который принимает платежи для операторов сотовой связи, собирает в день от $ 170 до $ 500. Автомат умеющий оплачивать коммунальные и другие платежи клиента «зарабатывает» — до $ 1 тыс. в день. Однако более 90% объема трансакций посредством терминалов сейчас приходится на оплату мобильной связи. Остальное — плата за пользование интернетом и IP-телефонией, коммерческим ТВ, за междугородные телефонные переговоры, а также погашение потребкредитов, квартплата и коммунальные платежи не пользуется большим спросом у населения из-за высокой стоимости платежа — от $ 25, в то время, как на мобильные телефоны в среднем одна трансакция равна $ 3,5.

Однако «терминальщики» отмечают, что из-за насыщения рынка рентабельность их бизнеса неуклонно падает. Одна из причин, по словам директора челябинской компании «Специалист» (сеть платежных терминалов «CyberCity») Олега Гилева, затраты на аренду. «Хотя для одного автомата со стоящим рядом клиентом требуется всего 1 квадратный метр, цена за месячное использования этой площади за 2006 год возросла вдвое. Сейчас, за один автомат приходится платить около $150-170 в месяц, тогда как раньше владельцы магазинов требовали $70 или вообще пускали бесплатно, чтобы привлечь потенциальных покупателей», — пояснил господин Гилев.

Кроме повышения арендных платежей, причиной снижения рентабельности этого бизнеса стало ужесточение конкуренции. Из-за того, что действующим законодательством деятельность «мобильных» терминалов почти не регулируется, данных о количестве точек приема платежей нет. Между тем, по оценкам предпринимателей, их число составляет около 1,5 тыс. Так, по подсчетам екатеринбургской компании «Мобильные городские платежи» только в столице Урала около 450 — 500 терминалов. Все участники рынка единогласно говорят, что терминалам уже становится тесно, как следствие, они вынуждены размещаться не только в доходных местах — супермаркетах и подземных переходах, но в офисах и кафе, на автозаправках и вокзалах, в кинотеатрах и аптеках, на улицах, станциях метро и в вузах. О некотором перенасыщении свидетельствует появление терминалов у цветочных киосков и на автостоянках. Рынок не стоит на месте – платежные сети, заимствуя опыт конкурентов, начинают предлагать схожий перечень услуг. Конкуренция тарифов превращается в конкуренцию качества сервиса и набора услуг.

«Мы планируем в будущем начать работу с платежами на услуги ЖКХ, — рассказал генеральный директор екатеринбургской компании «SIM-СИМ» Риф Файдров. — В ближайшем будущем владельцы платежных терминалов намерены использовать терминалы еще и для оплаты информационных услуг в торговых центрах, горючего на АЗС, пользования стоянками и платными дорогами. Словом, принцип «запрещено все, что не разрешено» может трансформироваться в принцип «разрешено все, что не запрещено».

Брак при расчете

Банки явно проспали появление перспективного «терминального» сегмента на розничном рынке. По мнению совладельца сети «Мгновенно» Леонида Сергеева, большие банки очень неповоротливы и медлительны в сфере нового бизнеса, в котором быстрота принятия решения играет ключевую роль. «Они пришли на готовый рынок и повернули голову в сторону терминалов лишь в конце лета, после того как нас обязали делать через них платежи», — рассказал господин Сергеев.


Пользуясь случаем, «терминальщики» теснят банкиров на рынке ритейла. В частности, в обороте автоматов самообслуживания неуклонно растет доля коммунальных платежей и квартплаты, что косвенно свидетельствует об оттоке клиентов в региональных отделениях Сбербанка, монополиста по приему этих платежей.

«Конкуренция между банками и «терминальщиками» ужесточается, — считает ведущий специалист сектора пластиковых карт отдела розничного бизнеса филиала «Уральский» банка «Агропромкредит» Елена Трофимова. — При установке терминального оборудования (банкоматов) на предприятия торговли банк предлагает определенный процент, в качестве оплаты за обслуживание, зачастую 1,9% — 2,5%, от суммы операции по пластиковой карте. Причем порядка 1,6% — 1,8% банки платят платежным системам. В свою очередь платежные системы демпингуют, предлагая предприятиям торговли более низкий процент за осуществление расчетов. Получается, чем больше на рынке терминалов платежных систем, тем больше это мешает банковскому бизнесу». По словам Елены Трофимовой, пытаясь отстоять часть рынка и снижая проценты за операции, уральские банки практически лишаются прибыли полученной от эквайринговых операций.

Между тем интерес банков к новому бизнесу все же наблюдается. Первым полтора года назад строить сеть терминалов начал СДМ-банк Развивает сеть платежных терминалов для своих клиентов банк «Русский стандарт».

Пока же участники уральского финансового рынка констатируют, что с одной стороны, платежные терминалы принесли очевидную пользу физическим лицам и сократили очереди в пунктах приема платежей. С другой стороны, они дали право сотням частных предпринимателей и мелких компаний, не имеющих банковской лицензии, конкурировать с банками на розничном рынке. При этом имея явные преимущества перед кредитными организациями, поскольку банковские технологии в несколько раз дороже небанковских.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса