Реклама
27 Октября 2009, 16:43
4165

Рынок платежных терминалов Армении

рынок платежных терминалов Армении

Рынок оплаты услуг физическими лицами с использованием платежных терминалов в Армении начал развиваться только с 2007 года, тогда как во многих странах СНГ платежные терминалы уже пользовались большой популярностью, и рассматриваются сегодня как высокодоходный и рентабельный бизнес. К примеру, в некоторых странах СНГ (Россия, Украина, Таджикистан) по услугам мобильной связи с использованием терминалов собирается 70-75% от общего объема сборов. В Армении же этот показатель с использованием 600 терминалов не превышает и 15%, а ежемесячный объем рынка моментальных платежей в среднем составляет всего лишь 500 млн драмов. Причем, от совокупного объема платежей 65-70% приходятся на оплату сотовой связи, 20-25% на оплату коммунальных платежей, остальные 5-10% на оплату услуги Интернет, телевидения и т.д.

Тенденция пассивности этого рынка, по мнению экспертов, обусловлена в первую очередь тарифной политикой игроков этого рынка. В частности из 6 действующих в этой сфере компаний (TellCell, Мегапантера, Тандем, MJPA, OSMP и Квадрафон) 2 не взимают комиссию по оплате услуг, что, скорее всего, объясняется не столько их благосклонностью по отношению к населению, сколько вероятным отсутствием соответствующего лицензированного программного обеспечения, которое позволило бы им взимать определенный процент за каждую соответствующую сделку с пользователя. Это и приводит к тому, что в Армении средняя окупаемость 1 терминала составляет 18-36 месяцев, а средняя окупаемость всего бизнеса при ежемесячной прибыли в $5-10 тыс и объеме инвестиций в его развитие в среднем в размере $350 тыс, составляет примерно 10 лет, тогда как, при нормальных условиях возврат инвестиций в рамках этого бизнеса обеспечивается за 2,5-3 года.

Говоря о проблемах бизнеса моментальных платежей нельзя не отметить так же проблему обслуживания платежных терминалов. Для организации их надлежащего обслуживания необходимо иметь соответствующее количество работников, которые бы регулярно прослеживали состояние терминалов. А ведь содержание большого количества сотрудников требует больших затрат. К этим затратам следует прибавить еще и расходы за аренду помещения, электричество, инкассационные расходы, затраты на починку либо смену отдельных дорогостоящих деталей. К примеру, стоимость только одного копероприемника составляет $750, принтера $400 долларов. Все вышеперечисленные затраты в совокупности значительно превышают доходы, полученные от эксплуатации этих платежных терминалов, популярность которых среди нашего населения растет очень медленными темпами.

Единственным преимущественным отличием рынка моментальных платежей в Армении от рынков стран СНГ является лицензированная деятельность игроков этого рынка. То есть деятельность участников этого рынка регулируется Центральным Банком Армении на законодательном уровне в соответствие с законом РА «О платежно-расчетных организациях». В этом армянский рынок платежных терминалов казалось бы преуспел. Однако, по мнению экспертов этого сегмента, данный закон не применим к рынку платежных терминалов и не соответствует действительности, так как был разработан в 2004 году преимущественно для Национальной платежной системы ArCa. В соответствие с действующем законом, игроки рынка электронных платежей должны иметь 2 лицензии – это лицензия на осуществление процессинговой деятельности и денежных переводов. Кроме этого, согласно действующему закону, процессинговый центр не имеет право на осуществление любой другой, а именно рекламной деятельности. Это право закреплено лишь за собственниками платежных терминалов. Это обстоятельство суживает поле получения дополнительных доходов и увеличивает издержки на создание двух юридических лиц под контролем одних и тех же собственников.

Система моментальных платежей, в отличие от карточной системы значительно более упрощена, и для обеспечения ее дальнейшего развития необходимо разработать если не новый закон, то хотя бы новые нормативы. К примеру, необходимо разработать норматив, допускающий производить в регионах сбор платежей, посредством либо передвижных филиалов, либо POS-терминалов, с обязательной выдачей чека. Сегодня, иметь дело с наличностью запрещается соответствующим законом. Это обстоятельство не дает возможность расширять географию присутствия платежных систем для расширения клиентской базы.

И тем не менее, рынок платежных терминалов в Армении удерживает пока свои позиции несмотря на наличие большого числа игроков, работающих если не в минусе, то с очень незначительной дельтой прибыли. Это не способствует реализации правительственной концепции расширения рынка безналичных расчетов и ограничения практики «черных».


Источник: www.arminfo.info


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса